Электронный паспорт транспортного средства
Что такое ЭПТС?
ЭПТС — это электронный паспорт транспортного средства, в котором содержится вся информация об автомобиле. ЭПТС оформляется и хранится в автоматизированной системе электронных паспортов. Он необходим для регистрации ТС в органах ГИБДД.
До 2015 года ПТС были исключительно бумажными и выдавали их только в ГИБДД. Порядок выдачи и замены регламентировал Приказ МВД РФ от 23.04.2019 № 267 «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним».
Этот документ действует и сейчас, но только в отношении бумажных ПТС. Их по-прежнему можно получить, заменить и внести в них изменения. ГИБДД имеет право выдавать бумажные ПТС, пока не закончатся их бланки. Но с 2025 года возможности получить бумажный ПТС уже не будет.
Идея заменить бумажные ПТС на электронные появилась в 2015 году. И задача была не только в том, чтобы упростить жизнь владельцам автомобилей. Было важно, чтобы единый порядок оформления электронных паспортов работал на всей территории стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — в России, Беларуси, Казахстане и Кыргызстане.
По замыслу, абсолютно на все автомобили, что с момента вступления в силу новых правил произвели на территории этих стран или ввезли из государств, не входящих в ЕАЭС, должны оформлять ЭПТС. И делать это предстоит по единым правилам. При этом каждое государство может самостоятельно определять оператора — организацию, ответственную за выдачу ЭПТС. В России это ОАО «Электронный паспорт».
- Электронный паспорт (ЭПТС) нельзя потерять и он не может закончиться. Все ЭПТС хранятся в одной автоматизированной системе - АС СЭП.
- Получить выписку из ЭПТС собственник сможет на свой электронный адрес, в случае, указания о нем сведений, как о собственнике ТС в ЭПТС.
- С полной историей автомобиля можно будет ознакомится – запросив историческую справку через АС СЭП.
- На протяжении всего жизненного цикла автомобиля в него может последовательно вноситься любая информация:
- Сведения о собственниках,
- О прохождении ТО,
- Страховании,
- О ДТП,
- О внесении изменений в конструкцию ТС и т.д.
ЭПТС отражает полную информацию об автомобиле и состоит из основной и дополнительной частей.
Основная часть
Является обязательной к заполнению. Она состоит из 13 разделов, где отражается: вид, номер и статус ЭПТС, отличительные признаки автомобиля, общие технические сведения и многое другое.
Дополнительная часть
Эту часть заполнять не обязательно, хотя она содержит много полезной информации: сведения о собственнике, о залоге, ДТП, аресте, угоне, страховании, ремонтных работах и т.д.
Статусы ЭПТС
После оформления ЭПТС ему присваивается определенный статус. Статус «Действующий» — обязательное условие для регистрации а/м в ГИБДД
- Незавершенный
Основная часть сведений заполнена, ЭПТС присвоен уникальный номер, но утилизационный сбор еще не оплачен.
- Действующий
Основная часть сведений заполнена, ЭПТС присвоен уникальный номер, а утилизационный сбор оплачен.
- Погашенный
Статус возникает, когда на базе одного транспортного средства изготавливается другое транспортное средство.
- Аннулированный
В электронном паспорте неверно указаны некоторые сведения: изготовления, цвет, №ОТТС и VIN.
- Утилизированный
Статус присваивается автоматически при утилизации автомобиля.
ЭПТС оформляют на транспортные средства, шасси и самоходные машины. Объем информации будет разным.
Вся информация из бумажного ПТС помещается на половинке листа формата А4. Вот что можно найти в ЭПТС:
- Номер ЭПТС.
- Статус ЭПТС: например, «Незавершенный», «Действующий», «Аннулированный», «Утилизированный».
- Категория транспортного средства в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза.
- Адреса изготовителя, его представителя и завода, на котором собрали транспортное средство.
- Места расположения таблички изготовителя, VIN, а также структуру и содержание VIN — в соответствии с разделом 3 ГОСТ Р 51980-2002.
- Место расположения номера двигателя, его структуру и содержание — в соответствии с разделом 4 ГОСТ Р 53602-2009.
- Количество мест спереди и сзади, количество посадочных мест, пассажировместимость, общий объем багажных отделений.
- Описание гибридной силовой установки, если она есть в автомобиле.
- Информация об электродвигателе, если он есть: марка, тип, рабочее напряжение, максимальная тридцатиминутная мощность, устройство накопления энергии, его место расположения и запас хода.
- Размерность шин, их индекс несущей способности и скоростная категория.
- Число передач в КПП, их передаточные числа.
- Ограничения на возможность использования на дорогах общего пользования, возможность использования в качестве маршрутного транспортного средства.
- Территория, на которой допускается регистрация транспортного средства.
- Теоретически есть возможность включать в ЭПТС иные сведения: например, о страховании и страховых случаях, о полисах ОСАГО, ДСАГО, каско, «Зеленой карте», о повреждениях, ДТП, техосмотре, техобслуживании и ремонте.
- Информация об ограничениях и обременениях.
Кто может вносить изменения в ЭПТС
Владелец может самостоятельно вносить изменения и дополнения в ранее выпущенный ЭПТС: например, при продаже автомобиля он может внести данные нового собственника. Вместо собственноручной подписи при этом старый и новый собственники подтверждают изменения с помощью пароля из СМС.
А вот изменить технические характеристики автомобиля, например уменьшить его мощность, чтобы сэкономить на транспортном налоге, владельцы не могут: система не предусматривает такой возможности.
Изменения могут вносить испытательные лаборатории: если владелец установил на автомобиль ГБО или внес другие изменения в конструкцию — например, заменил кузов на другой, не предусмотренный заводом изготовителем. Но эти лаборатории не могут поменять данные о собственнике.
Доступ к ЭПТС также есть у банков: они могут внести в него сведения как о залоге кредитного автомобиля, так и о прекращении залога.
Вот остальные организации, которые могут подключаться к системе ЭПТС:
- Представители иностранных автопроизводителей.
- Официальные дилеры.
- Лизинговые компании.
- Юридические лица и ИП — собственники транспортных средств.
- Органы, которые занимаются сертификацией транспортных средств.
- Испытательные лаборатории и органы Гостехнадзора.
У каждого пользователя будут свои, ограниченные полномочия. Объем сведений, которые можно внести в ЭПТС, ограничивается только возможностями базы данных. Если возникнет необходимость учитывать какие-то новые сведения — в базе данных для них можно задать новые поля.
Как посмотреть электронный ПТС и получить выписку
Электронный ПТС имеет два уровня доступа: полные данные может получить только собственник автомобиля, а другим лицам, которые хотят проверить данные об автомобиле, доступна выписка из ЭПТС. В обоих случаях для просмотра данных ЭПТС требуется регистрация на портале "Системы электронных паспортов транспортных средств" (СЭП).
Вот как это можно сделать:
- Анонимно. Нужно будет указать номер телефона и электронную почту.
- Как физическое лицо с применением логина и пароля от сайта госуслуг.
- Как физическое лицо или представитель юридического лица по электронной подписи.
Для неё обязательно нужна либо усиленная электронная подпись, либо подтвержденная учетная запись на портале Госуслуг.
Собственник может:
- Посмотреть список своих ЭПТС
- Получить выписку, содержащую все данные об автомобиле.
- Внести сведения о новом собственнике.
Для собственника получение выписки бесплатно. Если при поиске данных по VIN или номеру ЭПТС в личном кабинете не находятся данные, это означает, что собственник не был внесен в ЭПТС после покупки автомобиля.
После регистрации на портале СЭП можно запросить выписку из ЭПТС по VIN-номеру автомобиля и номеру ЭПТС. Но здесь перед запросом выписки нужно пополнить баланс в системе: Выписка по автомобилю для того, кто не является собственником, стоит 250 рублей. А данные об автомобиле будут представлены в ограниченном виде, хотя основные параметры проверки, такие как статус ЭПТС, наличие залогов, ограничений и другие проблемы, указанные в ЭПТС, разумеется, будут отражены в выписке.
Потенциальный покупатель автомобиля с пробегом тоже может зарегистрироваться на портале. Вот что он сможет сделать, зная номер ЭПТС или VIN конкретного транспортного средства:
- Проверить статус ЭПТС — например, он может быть действующий, аннулированный или утилизированный.
- Проверить сведения о наличии ограничений.
- Получить выписку из ЭПТС на чужой автомобиль.
- Получить отчёт по автомобилю.
- Проверить сведения о наличии электронного паспорта:
- есть у автомобиля ЭПТС,
- нет этого документа,
- нет сведений.
Получить эту информацию возможно только в том случае, если на автомобиль оформлен электронный ПТС.
Услуги портала платные.
- Карточка учета транспортного средства,
- Коносамент,
- Фото машины со всех сторон с читаемыми номерами агрегатов и шильдиками,
- Документы собственника.
Они поступают в систему, а дальше техподдержка оператора — АО «ЭПТС» начинает сверять их вручную. Сама процедура выглядит довольно простой. Собственник или его представитель при ввозе автомобиля подает документы в сертифицированную лабораторию. Там должны провести необходимые тесты, выдать СБКТС, а затем оформить электронный паспорт. После выдачи ПТС проводится процедура таможенного оформления с уплатой утилизационного сбора.
В чём минусы ЭПТС?
С преимуществами электронного ПТС мы разобрались: «Безлимитность», огромный объем вносимой информации о машине, надежность хранения данных... Однако у ЭПТС есть и недостатки.
К первой группе минусов можно отнести риски непосредственно цифровой схемы. Например, это возможность банальных технических неполадок онлайн-сервиса, из-за которых можно не получить данные в нужный момент, а также необходимость обязательно иметь доступ в Интернет для получения данных. Ну, а ещё, кто-то может переживать о хакерских атаках, перехвате электронных данных и других проблемах несанкционированного доступа к чужим данным.
Во второй группе минусов – уже не «мнимые», а вполне реальные и практические. Во-первых, это невозможность полноценно проверить автомобиль перед покупкой. Если взглянуть на пример выписки из ЭПТС, то можно увидеть, что, заплатив 250 рублей, клиент не получает данных об актуальном собственнике автомобиля и о числе собственников вообще. То есть, понять, продает автомобиль владелец или кто-то другой, невозможно. Ну а во-вторых, внесение данных о собственнике в ЭПТС – это добровольное действие. То есть, если новый владелец автомобиля после покупки не хочет вносить себя в ЭПТС, то это по закону о персональных данных его право.
Таким образом, автомобиль может перепродаваться сколько угодно раз без отметки о продаже. А инициировать процедуру внесения изменений в данные о собственнике может только действующий собственник машины. То есть, если очередной новый владелец захочет вписать себя в ЭПТС, ему придется найти того, кто вписан в качестве действующего владельца. Однако если покупать автомобиль у того, кто вписан в ЭПТС как действующий собственник, то он не вправе отказать новому владельцу в том, чтобы внести данные о смене владельца в ЭПТС.
С перипетиями «добровольно-принудительного» внесения изменений в данные о собственнике сталкивались, например, многие покупатели новых машин. После покупки они уезжали из салона, причем зачастую уже с номерами и страховкой, но при попытке получить данные из ЭПТС в личном кабинете СЭП обнаруживали, что не вписаны в него. Стоит понимать, что по закону ЭПТС не подтверждает право собственности на автомобиль и регистрацию в ГИБДД: право собственности подтверждает договор купли-продажи, а регистрацию в ГИБДД – свидетельство о регистрации транспортного средства. То есть, ЭПТС – это «дополнительный» документ, и если действующий собственник не вписан в него, это ничем ему не грозит. Однако тому, кто покупает машину с ЭПТС и хочет вписаться в него в качестве собственника, стоит помнить о необходимости сделать это сразу.