Электронный паспорт транспортного средства

Электронный паспорт транспортного средства

Что такое ЭПТС?

ЭПТС — это электронный паспорт транспортного средства, в котором содержится вся информация об автомобиле. ЭПТС оформляется и хранится в автоматизированной системе электронных паспортов. Он необходим для регистрации ТС в органах ГИБДД.

До 2015 года ПТС были исключительно бумажными и выдавали их только в ГИБДД. Порядок выдачи и замены регламентировал Приказ МВД РФ от 23.04.2019 № 267 «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним».

Этот документ действует и сейчас, но только в отношении бумажных ПТС. Их по-прежнему можно получить, заменить и внести в них изменения. ГИБДД имеет право выдавать бумажные ПТС, пока не закончатся их бланки. Но с 2025 года возможности получить бумажный ПТС уже не будет.

Идея заменить бумажные ПТС на электронные появилась в 2015 году. И задача была не только в том, чтобы упростить жизнь владельцам автомобилей. Было важно, чтобы единый порядок оформления электронных паспортов работал на всей территории стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — в России, Беларуси, Казахстане и Кыргызстане.

По замыслу, абсолютно на все автомобили, что с момента вступления в силу новых правил произвели на территории этих стран или ввезли из государств, не входящих в ЕАЭС, должны оформлять ЭПТС. И делать это предстоит по единым правилам. При этом каждое государство может самостоятельно определять оператора — организацию, ответственную за выдачу ЭПТС. В России это ОАО «Электронный паспорт».

  1. Электронный паспорт (ЭПТС) нельзя потерять и он не может закончиться. Все ЭПТС хранятся в одной автоматизированной системе - АС СЭП.
  2. Получить выписку из ЭПТС собственник сможет на свой электронный адрес, в случае, указания о нем сведений, как о собственнике ТС в ЭПТС.
  3. С полной историей автомобиля можно будет ознакомится – запросив историческую справку через АС СЭП.
  4. На протяжении всего жизненного цикла автомобиля в него может последовательно вноситься любая информация: 
  • Сведения о собственниках, 
  • О прохождении ТО, 
  • Страховании, 
  • О ДТП, 
  • О внесении изменений в конструкцию ТС и т.д.

ЭПТС отражает полную информацию об автомобиле и состоит из основной и дополнительной частей. 

Основная часть

Является обязательной к заполнению. Она состоит из 13 разделов, где отражается: вид, номер и статус ЭПТС, отличительные признаки автомобиля, общие технические сведения и многое другое.

Дополнительная часть

Эту часть заполнять не обязательно, хотя она содержит много полезной информации: сведения о собственнике, о залоге, ДТП, аресте, угоне, страховании, ремонтных работах и т.д.

Статусы ЭПТС

После оформления ЭПТС ему присваивается определенный статус. Статус «Действующий» — обязательное условие для регистрации а/м в ГИБДД

  • Незавершенный

Основная часть сведений заполнена, ЭПТС присвоен уникальный номер, но утилизационный сбор еще не оплачен.

  • Действующий

Основная часть сведений заполнена, ЭПТС присвоен уникальный номер, а утилизационный сбор оплачен.

  • Погашенный

Статус возникает, когда на базе одного транспортного средства изготавливается другое транспортное средство.

  • Аннулированный

В электронном паспорте неверно указаны некоторые сведения: изготовления, цвет, №ОТТС и VIN.

  • Утилизированный

Статус присваивается автоматически при утилизации автомобиля.

ЭПТС оформляют на транспортные средства, шасси и самоходные машины. Объем информации будет разным.

Вся информация из бумажного ПТС помещается на половинке листа формата А4. Вот что можно найти в ЭПТС:

  1. Номер ЭПТС.
  2. Статус ЭПТС: например, «Незавершенный», «Действующий», «Аннулированный», «Утилизированный».
  3. Категория транспортного средства в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза.
  4. Адреса изготовителя, его представителя и завода, на котором собрали транспортное средство.
  5. Места расположения таблички изготовителя, VIN, а также структуру и содержание VIN — в соответствии с разделом 3 ГОСТ Р 51980-2002.
  6. Место расположения номера двигателя, его структуру и содержание — в соответствии с разделом 4 ГОСТ Р 53602-2009.
  7. Количество мест спереди и сзади, количество посадочных мест, пассажировместимость, общий объем багажных отделений.
  8. Описание гибридной силовой установки, если она есть в автомобиле.
  9. Информация об электродвигателе, если он есть: марка, тип, рабочее напряжение, максимальная тридцатиминутная мощность, устройство накопления энергии, его место расположения и запас хода.
  10. Размерность шин, их индекс несущей способности и скоростная категория.
  11. Число передач в КПП, их передаточные числа.
  12. Ограничения на возможность использования на дорогах общего пользования, возможность использования в качестве маршрутного транспортного средства.
  13. Территория, на которой допускается регистрация транспортного средства.
  14. Теоретически есть возможность включать в ЭПТС иные сведения: например, о страховании и страховых случаях, о полисах ОСАГО, ДСАГО, каско, «Зеленой карте», о повреждениях, ДТП, техосмотре, техобслуживании и ремонте.
  15. Информация об ограничениях и обременениях.

Кто может вносить изменения в ЭПТС

Владелец может самостоятельно вносить изменения и дополнения в ранее выпущенный ЭПТС: например, при продаже автомобиля он может внести данные нового собственника. Вместо собственноручной подписи при этом старый и новый собственники подтверждают изменения с помощью пароля из СМС.

А вот изменить технические характеристики автомобиля, например уменьшить его мощность, чтобы сэкономить на транспортном налоге, владельцы не могут: система не предусматривает такой возможности.

Изменения могут вносить испытательные лаборатории: если владелец установил на автомобиль ГБО или внес другие изменения в конструкцию — например, заменил кузов на другой, не предусмотренный заводом изготовителем. Но эти лаборатории не могут поменять данные о собственнике.

Доступ к ЭПТС также есть у банков: они могут внести в него сведения как о залоге кредитного автомобиля, так и о прекращении залога.

Вот остальные организации, которые могут подключаться к системе ЭПТС:

  1. Представители иностранных автопроизводителей.
  2. Официальные дилеры.
  3. Лизинговые компании.
  4. Юридические лица и ИП — собственники транспортных средств.
  5. Органы, которые занимаются сертификацией транспортных средств.
  6. Испытательные лаборатории и органы Гостехнадзора.

У каждого пользователя будут свои, ограниченные полномочия. Объем сведений, которые можно внести в ЭПТС, ограничивается только возможностями базы данных. Если возникнет необходимость учитывать какие-то новые сведения — в базе данных для них можно задать новые поля.

Как посмотреть электронный ПТС и получить выписку

 Электронный ПТС имеет два уровня доступа: полные данные может получить только собственник автомобиля, а другим лицам, которые хотят проверить данные об автомобиле, доступна выписка из ЭПТС. В обоих случаях для просмотра данных ЭПТС требуется регистрация на портале "Системы электронных паспортов транспортных средств" (СЭП). 

Вот как это можно сделать: 

  1. Анонимно. Нужно будет указать номер телефона и электронную почту.
  2. Как физическое лицо с применением логина и пароля от сайта госуслуг.
  3. Как физическое лицо или представитель юридического лица по электронной подписи.

Для неё обязательно нужна либо усиленная электронная подпись, либо подтвержденная учетная запись на портале Госуслуг. 

Собственник может: 

  1. Посмотреть список своих ЭПТС 
  2. Получить выписку, содержащую все данные об автомобиле.  
  3. Внести сведения о новом собственнике. 

Для собственника получение выписки бесплатно. Если при поиске данных по VIN или номеру ЭПТС в личном кабинете не находятся данные, это означает, что собственник не был внесен в ЭПТС после покупки автомобиля.

После регистрации на портале СЭП можно запросить выписку из ЭПТС по VIN-номеру автомобиля и номеру ЭПТС. Но здесь перед запросом выписки нужно пополнить баланс в системе: Выписка по автомобилю для того, кто не является собственником, стоит 250 рублей. А данные об автомобиле будут представлены в ограниченном виде, хотя основные параметры проверки, такие как статус ЭПТС, наличие залогов, ограничений и другие проблемы, указанные в ЭПТС, разумеется, будут отражены в выписке.

Потенциальный покупатель автомобиля с пробегом тоже может зарегистрироваться на портале. Вот что он сможет сделать, зная номер ЭПТС или VIN конкретного транспортного средства:

  1. Проверить статус ЭПТС — например, он может быть действующий, аннулированный или утилизированный.
  2. Проверить сведения о наличии ограничений.
  3. Получить выписку из ЭПТС на чужой автомобиль.
  4. Получить отчёт по автомобилю.
  5. Проверить сведения о наличии электронного паспорта: 
  • есть у автомобиля ЭПТС, 
  • нет этого документа, 
  • нет сведений.

Получить эту информацию возможно только в том случае, если на автомобиль оформлен электронный ПТС.

Услуги портала платные.

Для получения ЭПТС нужен небольшой, но объемный пакет документов: 
  1. Карточка учета транспортного средства, 
  2. Коносамент, 
  3. Фото машины со всех сторон с читаемыми номерами агрегатов и шильдиками, 
  4. Документы собственника. 

Они поступают в систему, а дальше техподдержка оператора — АО «ЭПТС» начинает сверять их вручную. Сама процедура выглядит довольно простой. Собственник или его представитель при ввозе автомобиля подает документы в сертифицированную лабораторию. Там должны провести необходимые тесты, выдать СБКТС, а затем оформить электронный паспорт. После выдачи ПТС проводится процедура таможенного оформления с уплатой утилизационного сбора.

В чём минусы ЭПТС?

С преимуществами электронного ПТС мы разобрались: «Безлимитность», огромный объем вносимой информации о машине, надежность хранения данных... Однако у ЭПТС есть и недостатки.

К первой группе минусов можно отнести риски непосредственно цифровой схемы. Например, это возможность банальных технических неполадок онлайн-сервиса, из-за которых можно не получить данные в нужный момент, а также необходимость обязательно иметь доступ в Интернет для получения данных. Ну, а ещё, кто-то может переживать о хакерских атаках, перехвате электронных данных и других проблемах несанкционированного доступа к чужим данным.

Во второй группе минусов – уже не «мнимые», а вполне реальные и практические. Во-первых, это невозможность полноценно проверить автомобиль перед покупкой. Если взглянуть на пример выписки из ЭПТС, то можно увидеть, что, заплатив 250 рублей, клиент не получает данных об актуальном собственнике автомобиля и о числе собственников вообще. То есть, понять, продает автомобиль владелец или кто-то другой, невозможно. Ну а во-вторых, внесение данных о собственнике в ЭПТС – это добровольное действие. То есть, если новый владелец автомобиля после покупки не хочет вносить себя в ЭПТС, то это по закону о персональных данных его право.

Таким образом, автомобиль может перепродаваться сколько угодно раз без отметки о продаже. А инициировать процедуру внесения изменений в данные о собственнике может только действующий собственник машины. То есть, если очередной новый владелец захочет вписать себя в ЭПТС, ему придется найти того, кто вписан в качестве действующего владельца. Однако если покупать автомобиль у того, кто вписан в ЭПТС как действующий собственник, то он не вправе отказать новому владельцу в том, чтобы внести данные о смене владельца в ЭПТС.

С перипетиями «добровольно-принудительного» внесения изменений в данные о собственнике сталкивались, например, многие покупатели новых машин. После покупки они уезжали из салона, причем зачастую уже с номерами и страховкой, но при попытке получить данные из ЭПТС в личном кабинете СЭП обнаруживали, что не вписаны в него. Стоит понимать, что по закону ЭПТС не подтверждает право собственности на автомобиль и регистрацию в ГИБДД: право собственности подтверждает договор купли-продажи, а регистрацию в ГИБДД – свидетельство о регистрации транспортного средства. То есть, ЭПТС – это «дополнительный» документ, и если действующий собственник не вписан в него, это ничем ему не грозит. Однако тому, кто покупает машину с ЭПТС и хочет вписаться в него в качестве собственника, стоит помнить о необходимости сделать это сразу.

324
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.
WEB-STUDIO.PRO