Toyota COMS 2012, пикап, 1 поколение (07.2012 - н.в.)
Toyota давно выпускает многочисленные экспериментальные (и не только) суперкомпактные электромобили, созданные специально для городских условий. Среди них есть, например, трехколесный i-Road, представляющий собой, по сути, электрический мопед-трицикл. Но более интересен четырехколесный COMS, одноместный электромобиль, который был представлен в 2012 году (предварительная концепция дебютировала на Токийском автосалоне 2007 года). Выпуском этих машин занимается подразделение Toyota Auto Body. В движение COMS приводится электродвигателем мощностью 5 кВт, развивая максимальную скорость 60 км/ч, а заряда батареи хватает на 57 км.
Toyota COMS — это весьма специфичный электромобиль, который не имеет дверей, а на случай непогоды проемы закрываются мягкими шторками на «молнии» со встроенными пластиковыми окошками. В «голом» виде машина имеет полностью открытый каркас, представляя собой нечто вроде тележки для гольфа. Вместо открывающегося как в седане багажного отсека можно заказать пластиковую надстройку с герметичным высоким отделением, чем охотно пользуются службы доставки. Крохотный багажник сзади может быть и открытым — в этом случае COMS становится микро-пикапом (Deck). Внутри электромобиля установлено сиденье с регулируемым на 150 мм продольным положением, с анатомической формой подушки и спинки, причем последняя установлена на облегченном трубчатом каркасе. Для хранения предусмотрены выдвижной поддон под сиденьем, крохотный перчаточный ящик и углубление для смартфона или планшета, совмещенное с подстаканником. «Заводится» Toyota COMS с помощью поворотного переключателя, ручник установлен справа от водителя, для начала движения нужно перевести подрулевой рычаг в необходимое положение. В панель приборов встроен ЖК-дисплей, совмещающий спидометр, счетчик километража, индикацию уровня топлива и включенной передачи. Опции позволяют добавить литые диски, защитную тонировку по верху лобового стекла и солнцезащитный козырек, розетку 12V, резиновый коврик.
Прообраз данной машины, появившийся еще в 2000 году, использовал два мотор-колеса мощностью 2 кВт (2,7 л.с.), а за электропитание отвечали шесть 12-вольтовых свинцово-кислотных аккумуляторов на 32 Ач, обеспечивающие максимальный пробег в 35 км (для моделей с увеличенным пробегом емкость аккумуляторов увеличивалась до 52 Ач, а запас хода — до 45 км). Новый Toyota COMS в плане мощности выглядит немного прогрессивнее — стандартом здесь являются аккумуляторы на 52 Ач, электродвигатель развивает 5 кВт, и по японскому ездовому циклу JC08 одного заряда достаточно, чтобы проехать до 57 км. Зарядка от обычной 110-вольтовой розетки потребует шесть часов.
Конструктивно Toyota COMS использует шасси модели образца 2000-х. В основе лежит стальной каркас, внешние детали выполнены из композитов. Спереди установлены стойки типа МакФерсон, сзади торсионная балка. Радиус разворота — всего 3,2 метра. Внешние размеры Toyota COMS: длина 2395-2475 мм в зависимости от версии. Ширина — 1095-1105 мм. Высота 1495-1505 мм. Если сравнивать Toyota COMS по габаритам, например, с Renault Twizy, то японский электрокар длиннее и выше, но уступает в ширину. В зависимости от назначения автомобиль предлагается в варианте для персонального использования (P-COM) или для бизнеса (B-COM). Размер багажного отделения у модели P-COM — 565 x 695 x 465 мм (Д х Ш х В). Размеры багажника версии B-COM — 590 x 965 x 875 мм. У пикапа грузовая площадка имеет длину 675 мм и ширину 1005 мм.
Для безопасности Toyota COMS наделен трехточечным ремнем с контрольной индикацией на приборной панели, спереди установлены достаточно эффективные дисковые тормоза (на задней оси — барабанные), имеется звуковая система, предупреждающая пешеходов.
Модель COMS позиционируется как идеальное средство доставки для небольших магазинов и служб. Автомобиль способен пробраться даже по самым узким переулкам, где не проехать обычным машинам. Он незаменим там, где особо важна чистота воздуха. На нем легко парковаться — стандартное парковочное место могут занять сразу два электромобиля. COMS недорог в обслуживании. Минусы связаны, в основном, с почти полным отсутствием комфорта и ограниченной вместимостью этой миниатюрной машины.